«Мы сейчас наблюдаем существенное замедление экономического роста...»
Татьяна Куликова


Для Запада лишение доступа к ресурсной базе РФ и компонентной базе КНР грозит утратой технологической и экономической субъектности, заявил ответственный секретарь комиссии при президенте РФ по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности, глава «Роснефти» Игорь Сечин на Российско-Китайском энергетическом бизнес-форуме.
По словам главы компании, такая ситуация создает «предпосылки для реализации рисков цивилизационных переделов». Оценивая нынешние действия западных стран, Сечин напомнил слова китайского мыслителя Сунь Цзы: «Тактика без стратегии — это просто суета перед поражением».
Он также выразил убеждение, что синтез российских ресурсов и китайской технологической платформы уверенно обеспечивает стабильное развитие экономик двух стран при учете приоритета внутреннего потребления.
Станция преткновения: Запорожскую атомную России проще ликвидировать, нежели вечно спорить о ее судьбе
ЗАЭС специально включили в «28 пунктов», чтобы был рычаг давления на русских
Политолог, профессор, декан факультета социальных наук Финансового университета Александр Шатилов убежден, что высказывания Игоря Сечина обращены прежде всего к европейским политикам.
— Если технологическая и экономическая субъектность Европы находится под очень серьезным вопросом, то политическую она утратила уже лет десять назад. Сегодня мы видим, что традиционные европейские технологии, культура производства, определенные научные достижения и многие другие положительные явления постепенно уходят в прошлое. Тут и утечка мозгов, деградация промышленной базы, отсутствие инвестиций и прочие безотрадные моменты.
При этом Соединенные Штаты не спешат помогать своему вроде бы ближайшему союзнику и спасать его, потому что Европа интересна американцам в качестве сателлита, и не более того. США точно не станут ради Старого Света таскать каштаны из огня. Поэтому Европа давно уже не та, о которой мы имели представление еще в 1990-е годы, она серьезно деградировала.
«СП»: Но ведь и США относятся к западной цивилизации, перед ними тоже стоят огромные проблемы.
— Игорь Иванович верно заметил, когда упомянул Запад в целом. Другое дело, что в США президент Трамп сейчас пытается эти проблемы преодолеть — иногда по-хорошему, но чаще всего по-плохому, прямым и жестким давлением.
Под этим можно понимать введение тарифов, впрочем, не гнушается он и открытым военно-политическим давлением, которое мы наблюдаем в случае с Венесуэлой. Не секрет, что эта страна представляет собой очень лакомый кусок с огромными запасами нефти и других ресурсов.
Похоже, Соединенные Штаты решили навести порядок у себя на заднем дворе, которым они привыкли считать Латинскую Америку. Фактически Трамп реанимирует «доктрину Монро», не отказываясь при этом от иных направлений внешнеполитической активности, уже за пределами Американского континента.
«СП»: Похоже, он стремится утвердить еще и энергетическую субъектность США.
— Безусловно. Мы видим, что сейчас идет давление на различные страны еще и по линии энергоресурсов — в частности, на Россию. Налицо целенаправленная кампания против российской нефтянки. При этом наращивается давление на Китай с целью побудить его не отказываться от партнерства с США по тем направлениям, что выгодны для американцев.
«СП»: Почему поведение европейских лидеров столь недальновидно? Ведь в условиях надвигающихся экономических трудностей логичнее было бы выстраивать с Россией партнерские отношения, а не идти на конфронтацию.
— Занимая столь неконструктивную позицию в отношении нашей страны, они рассчитывают, что Америка им поможет. Они привыкли делать ставку на США и полагают, что, как бы они ни были неправы, все равно Вашингтон придет на помощь.
Поэтому еще недавно были очевидны попытки ЕС втянуть американцев в прямую конфронтацию с Россией по линии украинского конфликта. Даже сейчас Европа пытается сорвать имеющиеся и не слишком внятные договоренности между Россией и США, толкнуть Вашингтон к поддержке обанкротившегося режима Зеленского.
«СП»: Европейцы не осознают реальной картины?
— Посмотрите на их лидеров — это люди, явно несопоставимые с фигурами прошлого. Взять, скажем, французов: генерала де Голля, Миттерана, Ширака с одной стороны — и Макрона с другой. Это небо и земля. Аналогичное сравнение Вилли Брандта, даже Ангелы Меркель — и Мерца в Германии. Или сравнить Маргарет Тэтчер с Киром Стармером в Британии. И мы увидим, как сдали европейские лидеры в интеллектуальном и политическом плане. Многие из них — просто «люди мира».
Они не болеют интересами Европы, в случае какого-то катастрофического для континента события рассчитывают найти пристанище за его пределами. Отсюда принцип их политики: ввязаться в драку с Россией, а там США просто обязаны будут помочь. Они слишком оторваны не только от Старого Света, но и от реальности в целом.
Политолог Дмитрий Журавлев совсем не удивлен тем, что Европа движется к потере технологической и экономической субъектности, учитывая иррациональный подход ЕС к принятию решений.
— А европейская система управления вообще иррациональна. Как они принимают решения — это, скорее, вопрос для психиатров, чем для политологов. Не буду грузить подробностями — по долгу службы мне пришлось с этим сталкиваться и убедиться, что они очень далеки от здравого смысла, когда принимают решения.
Кроме того, современная именно европейская система построена на правилах, то есть на идеологемах. А в этих идеологемах Запад всегда прав, он всегда впереди всех и не может потерять никакой субъектности. Он даже, по их логике, лидерство потерять не сможет. А если это не так и реальность демонстрирует иное — горе реальности.
Республика Сербская (БиГ): Европа с огорчением наблюдает размножение Додиков
Запад не смог победить Республику Сербскую на выборах, а очередной балканской войны Старый Свет не переживет
«СП»: Исправлять у себя при таком подходе они ничего не будут?
— Они просто не видят необходимости ничего исправлять, так как с их точки зрения ситуация идеальная, потому что они живут в идеальном мире, который с реальностью не встречается. Максимально приближены к реальности в Европе лидеры национальных государств. Но от них сейчас мало что зависит, потому что все решает Брюссель, а в Брюсселе сидят международные чиновники, которые ни к какой реальности не привязаны. Она их просто не интересует.
«СП»: А как же утечка мозгов, исход бизнеса?
— Это как в анекдоте: «В зоопарке, на клетке со страусом висит табличка: «Страуса не пугать — пол бетонный». А европейский страус уже пробил бетонный пол, плевать ему на все и на всех.
«СП»: Что-то может остановить Европу на этом гибельном пути?
— Их остановит реальность: однажды кончатся хлеб, вода. Это довольно богатые страны, пока они еще не скатились до нищеты. Украина, конечно, им поможет эту нищету обрести побыстрее, но все-таки это случится не за один день.
«СП»: США на помощь им не придут?
— У них нет такой цели. Американцы от утраты субъектности Европой уже немало поимели — многие компании уехали к ним. Кроме того, в свое время был момент, когда американцы очень испугались Евросоюза, сформировавшегося поначалу как чисто экономическое объединение.
Ведь население и объем производства в ЕС на момент его окончательного сложения в некое единое пространство был больше, чем в США. И американцы испугались. Поэтому они совершенно не готовы помогать Евросоюзу, они скорее готовы его закопать до конца.